Верховажский вестник №32 27 апреля 2016 года
Владмир БАСОВ. Фото автора
Люди глубинки
Деревенский философ
Как и было обещано, мой собеседник оказался личностью совершенно неординарной. А по меркам сельской глубинки, пожалуй, что и экстравагантной. Согласитесь, в наших деревнях как-то не очень принято читать труды религиозного философа Елены Блаватской, интересоваться белой и черной магией, держать в качестве настольной книги тома «Законов мироздания», свободно рассуждать об основах существования божественной иерархии и верить в переселение душ. А именно подобные, казалось бы, насквозь иррациональные понятия стали в последнее время для него в какой-то мере смыслом жизни.
Нелюбопытный обыватель, узнав о таком странном увлечении, скажет, мол, бзик, не иначе. И будет неправ. Все гораздо сложней. Человек вполне искренне пытается осмыслить, понять, что такое Высший мир, как он устроен, по каким законам существует, кто его населяет и кто всем этим управляет. Интересно, что, по словам моего собеседника, часть ответов на многочисленные вопросы приходит к нему во снах, регулярных и реалистичных: «словно кино крутят».
Вепсы и новгородцы
Впрочем, в большинстве своем наш разговор с Виктором Семеновичем Башкардиным шел отнюдь не об эзотерике, а о вещах гораздо более приземленных. О его музейных изысканиях, археологических раскопках в здешних местах, истории родной деревни Фоминской и Морозова в целом, о бывшем колхозе «Путь к коммунизму», о генеалогическом древе рода Ступиных и многом другом. Должен предупредить читателей: некоторая приведенная сегодня информация, касающаяся истоков зарождения цивилизации на морозовской земле, - «не истина в последней инстанции», а, скорее, версия, своеобразная реконструкция произошедших событий. Пусть и сделанная специалистами в своей области на основе фактического материала.
- Историей своего края, своей деревни, своего рода я начал интересоваться с того времени, когда прочитал в районной газете, тогда еще носившей название «Путь к коммунизму», исследования известного верховажского краеведа В. И Филипповского, - говорит Виктор Семенович. - Познакомился со всей доступной литературой по этому вопросу, съеэдил в Вельский краеведческий музей. Также воскресил в памяти рассказы о былом деда, отца, матери. Все это помогло бы частично восстановить события давно минувших дней. И даже в какой-то мере – веков.
Как утверждает мой собеседник и что подтверждается историками, сотни лет назад нынешнюю территорию района, как и мороэовскую часть, населяли вепсы. Гораэдо позже сюда начали проникать первые «ватаги» новгородцев. Впрочем, отмечается, экспансия проходила весьма мирно и обходилась без столкновений и конфликтов между «местными» и «пришлыми».
-Судя по сведениям, которые я почерпнул в вельском музее, первые «варяги» поселились на месте нынешней деревни Берег, - продолжает B.C. Башкардин.
Я прекрасно помню, как в начале 60-х годов прошлого века разбирали зерноток, который, кстати, в свое время строил еще мой отец, так выкапывали человеческие черепа и кости. Видимо, здесь поселенцы хоронили своих умерших. И еще любопытный момент. Есть у нас в Морозове «Страшные (ударение на последний слог - авт.) пожни», неподалеку от реки Пежмы. Там до сих пор сохранились две довольно глубоких ямы площадью со средних размеров избу. Имеется информация, что это бывшие жилища вепсов, нечто вроде землянок, но более примитивные. Народ этот был неприхотливый. Примечательно, что покойников они, в отличие от славян, не предавали земле, а укладывали останки в деревянные колоды и уносили подальше в лес.
Родоначальник Фома Ступин
Отдельный разговор зашел у нас о деревне Фоминской. Виктор Семенович так и живет в родительском доме (по линии матери), построенном в первые годы советской власти на месте так называемой «черной» избы. Зарождалась деревня с ее нынешней южной части под названием Старина. Основателем и главой древнего рода считается Фома Ступин (что, по версии Башкардина, означает крепкий, несгибаемый). И вообще, любимым хобби моего визави является расшифровка происхождения и значения имен и фамилий, причем при помощи наития, озарения. Он уверен: каждое имя имеет свой сакральный смысл, характеризует внутреннюю суть его владельца.
Ступины и в самом деле крепко стояли на ногах. В семье деда и бабушки Виктора Семеновича было семеро детей. Будучи единоличниками, держали большое хозяйство, только коров насчитывалось пять голов, да три лошади. Интересная особенность. Возле деревенских домов в ту пору не было земельных наделов, в лучшем случае - грядки под репу. Пашню и покосы отводили «на выселках». Пахотный клин Ступиных находился километрах в четырех, за Подгорьем. Там сеяли рожь, ячмень, пшеницу и лен.
- Была у деда и «сенокосная» избушка, - вспоминает Башкардин. - В нескольких километрах от дома. Не с кем детей оставить, так он посадит двоих самых маленьких в специально сплетенный короб и несет их на покос на своих плечах. Ведь крестьянину летом при всем желании было не отложить какие-то дела на потом.
В начале 1930-х годов над семьей Ступиных стали сгущаться тучи. Возникла реальная угроза раскулачивания. Пусть и «тянули» крестьяне разве что на середняков и не использовали наемного труда, управлялись с хозяйством собственными силами. И тогда глава рода сделал «ход конем»: отослал большинство детей из дома, оставшись с женой, старшими сыном и дочерью. И в числе первых с началом коллективизации вступил в колхоз, сведя со двора всю скотину. Кто знает, как бы сложилась судьба большой семьи, не будь приняты, говоря по-современному, превентивные меры.
Портной от бога
Исключительно интересно сложилась жизнь одного из родных дядьев Виктора Семеновича - Егора. Судя по всему, был он одаренным от природы человеком. Единственный в выпуске с отличием закончил местную церковно-приходскую школу, за что в качестве награды и поощрения получил икону и псалтирь. Книга затерялась, а вот икона бережно хранится до сих пор. - А еще дядя Егор Семенович оказался великолепным портным, - возобновляет воспоминания племянник. - Что называется, был нарасхват у жителей морозовской волости. Приедут, заберут его вместе со швейной машинкой «Зингер» с ножным приводом к себе домой, и он там целями днями трудится, выполняет заказы. Потом переезжает по другому адресу, а на очереди уже новые заказчики. Так и кочевал из деревни в деревню, неплохо зарабатывал. Но жизнь повернулась так, что пришлось срочно покинуть малую родину. Дядя отлупил милиционера и отобрал служебный пистолет. За это «светила» тюрьма, и дед счел за лучшее отправить сына с глаз долой, к родне в Архангельск. Там он устроился на работу, да еще подрабатывал по портняжной части. У меня сохранился снимок, датированный 1941 годом: Егор в Архангельске на групповой фотографии. А на заднем плане - горят подожженные диверсантами лес и окраины города. Между прочим, «Зингер» я храню, машинка до сих пор в рабочем состоянии.
Три войны Семена Башкардина
Много испытал на своем веку отец Башкардина, Семен Семенович. Три войны прошел и вернулся домой живым. «Дебют» состоялся на Халхин-Голе, где уроженец морозовской деревни Заборье служил в кавалерии. После разгрома японцев вернулся домой и привез вместо сувенира шпоры, красивые, никелированные. Одна потерялась, а вторая от времени покрылась ржавчиной и утратила «товарный» вид. Хотя для музейного экспоната вполне годится. По нынешним меркам - настоящий раритет.
Хотя мирной жизнью солдату пришлось наслаждаться недолго - случился финский конфликт. Удалось выжить и там, в совершенно нечеловеческих условиях. Только отошел от множества испытанных лишений, как наступил 1941 год. Вновь стране потребовались защитники. Семен Семенович прошел всю Великую Отечественную, от начала до конца, попадал в окружение, а уже «под занавес», в Кенигсберге, был тяжело ранен - проникающее осколочное. Долго лежал в госпитале, но долечиваться пришлось уже после войны. Последние осколки извлекал из тела фронтовика знаменитый хирург Рубан в верховажской районной больнице в 1946 году.
- Единственный раз за всю войну благодаря стечению обстоятельств фронтовые дороги свели отца с морозовским земляком - Ильей Александровичем Лапиным из деревни Слобода, - говорит мой собеседник. - Но и то лишь на считанные секунды. Под Джанкоем они углядели друг друга во встречных, идущих походным порядком колоннах, и успели переброситься лишь парой фраз. И все, вновь жизнь развела в разные стороны. Человек при всем желании ничего не мог изменить в жизни.
«Восход» для агронома
Как, впрочем, и сам Виктор Семенович. По его собственным словам, он вплоть до 34-летнего возраста был в «рабстве». Если в этом посыле и есть преувеличение, то небольшое, поскольку колхозники в основной массе и в самом деле были людьми бесправными, не имея даже удостоверений личности.
Я получил паспорт гораздо раньше большинства рядовых колхозников, — рассказывает Виктор Семенович. — И то только потому, что работал агрономом и приходилось часто выезжать не только за пределы хозяйства, но и района, и области. Ездили за семенами, за сельскохозяйственной техникой. Так что при проверке документов одной справки с колхозной печатью могло оказаться недостаточно, требовался более серьезный документ. Но это так, к слову, какие могут быть обиды, когда колхоз «Путь к коммунизму» был кормильцем множества жителей Морозова. По моей информации объединенное хозяйство образовалось на «базе» мелких сельхозпредприятий в 1946 году, а первым председателем был Сергей Алексеевич Климовский. В мою бытность агрономом колхоз уже крепко встал на ноги. Только пахотных площадей было 2100 гектаров. А всего с лесоугодьями, покосами и пастбищами земли насчитывалось 22 тысячи гектаров. Все использовалось, ни один клочок не пропадал зря. Выращивали ячмень, овес, рожь, только льна сеяли по 60-70 гектаров. Каждый год мы должны были сдать государству 200 тонн зерна.
Со мной произошел такой интересный случай, запомнившийся на всю жизнь. Приехал раз в колхоз первый секретарь райкома Шулев. Вместе с председателем они поехали в поля. И тут я попался им навстречу на своем велосипеде. Председатель представил меня начальству, мол, это наш агроном. Шулев посмотрел на меня и говорит: «Не солидно агроному на велосипеде. Чтобы завтра был мотоцикл». И что бы вы думали? Уже на следующий день мы поехали в Вельск, и прямо из вагона я забрал новенький «Восход». На нем потом и раскатывал по полям.
Зазывали вступить и в ряды КПСС, очень настойчиво, но в конце концов отступились, так и остался беспартийным.
О колхозе и душе
Период с конца 70-х-начала 80-х годов было золотым временем для «Пути к коммунизму». Государство в то время инвестировало в сельское хозяйство большие средства. Строились и механизировались фермы, зернотоки, приобреталась новая техника. В 1987 был сдан в эксплуатацию, пусть и с недоделками, физкультурно - оздоровительный комплекс. На нем до сих пор красуется надпись: «70 лет Октября». Собирались строить клуб в поселке Пежма в кирпичном исполнении. Не успели, а стройматериалы растащили неизвестно куда.
- Конечно, далеко не все в колхозной жизни было хорошо и безоблачно, - не скрывает Виктор Семенович. - И все равно очень жалко, что такое крепкое хозяйство, как «Путь к коммунизму», в начале 90-х годов развалилось. Все это происходило на моих глазах. Разукрупнение, дробление на отдельные фермы, раздел техники оказались для колхоза фатальными. Хотя, что ж теперь говорить, прошлого не вернешь. Мое дело маленькое, пенсионерское. Своих забот хватает, надо как-то умудриться на пенсию прожить. Дом вот надо ремонтировать, денег много понадобится. И о душе своей надо подумать. Я, например, точно знаю, кем я был в прошлой жизни и кем буду в следующей. И сколько еще будет перевоплощений. Ведь не зря умные люди утверждают, что душа живет 15 тысяч лет.
|