Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 26.04.2024, 23:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мельницы, ГЭС, связь [7]
культура, образование [9]
Медицина [9]
Репрессии 30-х годов 20 века. Великая отечественная. [10]
Церковь [3]
Разное [15]
Саврасов Д.И. Рассказы из книги "Мои алмазные радости и тревоги" [8]
МОИ АЛМАЗНЫЕ РАДОСТИ И ТРЕВОГИ Издательство ВСЕГЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2011
Главная » Статьи » Разное

Финно-угры: история и нравы
«Важский край - НОВЫЙ РЕГИОН» 
№ 13 (208) 2 апреля 2009 года, четверг

http://region.vagaland.ru/arhiv/2009/04/02/11.html

Финно-угры: история и нравы

Доновгородский период истории Важского края: финны, угры, пермяне, весь и другие

Общеизвестно, что до прихода славян Поважье было заселено финно-угорскими племенами. Как и когда попали сюда эти люди? Где была их первоначальная родина? Какие черты характера присущи были этим древним людям? Все это может интересовать нас, так как они также являлись нашими предками.

В этой связи можно привести высказывание известного исследователя топонимики и истории Севера, нашего земляка, Александра Федоровича Орлова, сделанное им в книге «Происхождение названий русских и некоторых западноевропейских рек, городов, племен и местностей» о том, что русский человек на восемьдесят процентов является финном. При этом здесь под словом «финн» нужно подразумевать не жителя Финляндии, а представителя финно-угорских народов (за исключением их именно угорской подветви, то есть венгров, ханты и манси). Так было принято у историков в начале двадцатого века. При этом в ряде случаев слово «финн» они писали с одной буквой «н» («фин», «фины»), чтобы указать, что в данном случае речь идет о народах финской подветви финно-угорской группы языков, а не только о жителях Финляндии. Другой важский краевед, Петр Степанович Воронов, указывал, что «господствующим народом на Ваге является обрусевшая чудь». Таким образом, он также подразумевает, что среди предков важских жителей преобладали финно-угры. Мнение некоторых историков о том, что немногочисленные аборигенные племена на Ваге растворились среди более многочисленных и культурных славян, является неточным и даже неправильным. Скорее всего, в данном случае имел место быть факт перехода местных жителей на другой язык общения, связанный, разумеется, с переселениями славянского населения.

Кто же проживал в Поважье в давние времена? Более точные предположения на этот счет касаются периода X–XIV веков, то есть времени освоения славянами наших мест. Так, чудь заволочская в это время занимала территории современных Шенкурского и Виноградовского районов, а с северо-востока ее соседями была Сура Поганая, с востока – Таймичи Поганые. Остается загадкой происхождение заволоцкой чуди. Так, ученые Шегрен и Кастрен отождествляли ее с народом емь, европеус – с югрой. И.П. Барсов утверждал, что чудь заволочская – собирательное имя всех народов, живших в Заволочье. Последняя точка зрения в настоящее время поддерживается большинством историков. Еще можно отметить, что чудь была довольно высокорослым племенем, в отличие, скажем, от лопарей, вогулов и пермян (предков коми). В словаре Брокгауза и Ефрона можно прочесть: «Полагают, что в древности чудь, населяя северный край, составляла сильный и торговый народ; они торговали с Европой и Азией пушными товарами; их столицею были Холмогоры, так что город этот древностью не уступал Новгороду».

Южнее чуди заволочской, в левобережной части Поважья в это время (X–XIV века) проживала весь. Определенно можно сказать, что это был народ прибалтийско-финского происхождения. Считается, что весь, а также меря были в жестокой борьбе со славянами вытеснены из тверских земель. Видимо, с этим связано появление веси на Белом озере и в наших краях. Известно, что этот народ с древних времен занимался земледелием. Потомками веси считаются современные вепсы, проживающие на стыке Ленинградской, Вологодской областей и Карелии. Исследователи отмечают разницу в планировке жилых строений у вепсов и у русских. Так, для вепсских деревень характерна Т-образная планировка домов, когда жилая изба примыкает к крытому двух-этажному двору. Интересно, что в наших деревнях, в Поважье, подобные дома иногда встречаются, когда изба-зимовка примыкает сбоку к крытому двух-этажному двору и летней избе. Во всех этих случаях зимняя изба оказывается защищенной от холодных северных ветров. Очень разумное решение для северного жилища. Данные топонимики также неопровержимо свидетельствуют о проживании веси в Поважье. Для примера можно рассмотреть название речки Пюдля (правый приток Пуи). В языках лопарей, коми, удмуртов вообще нет слов, начинающихся на «пю». Зато в прибалтийских языках таких слов навалом.

И еще одна выдержка из словаря Брокгауза – Ефрона может вызвать у нас интерес: «От финнов заимствовал, вероятно, русский северный колонист систему подсечного хозяйства, вырубания и выжигания леса и распахивания получаемых при этом «лядинок», а также, может быть, и архитектуру больших изб на Севере, содержимых, притом, с гораздо большей чистотой, чем в средней России». Правобережную часть Поважья, а именно Устью, Кокшеньгу, Кулой с притоками в Х–XIV веках заселяли древние пермяне, предки коми (а также удмуртов). Их владения, впрочем, заходили и в левобережное Поважье, захватывая земли около Вельского погоста, в низовьях Пежмы и Вели. Надо сказать, что в упоминаемых здесь местах расселения древних пермян встречались и поселения веси. Такая чересполосица в расселении финно-угорских племен впоследствии здесь помогла перерасти в чересполосицу новгородских и ростовских владений, проявлявшуюся наиболее отчетливо именно в этих местах. Это возможно в том случае, если предположить, что новгородцы в первую очередь захватывали земли, заселенные весью, а ростовцы – поселения древних пермян. Наверное, не везде это правило четко соблюдалось, если оно было вообще. Существует и еще одно мнение, что весь пришла в Поважье вместе с новгородцами (а до этого не могла найти сюда дорогу). Данная версия очень малоубедительна. Факт же проживания древних пермян в Устьянском крае не вызывает никаких сомнений. Даже в словаре Брокгауза и Ефрона можно найти следующее: «… зыряне входят в состав населения городов Устюга Великого, Лальска, Никольска и Вельска». А ведь здесь описывается конец XIX века. И сейчас можно заметить, что коренные жители устьянских земель имеют особый тип лица. Иногда проглядывает даже их сходство с венграми. Впрочем, нет тут ничего необъяснимого. В конце концов венгры тоже произошли от смешения угров со славянами. А вот язык венгерский (более близкий к языкам хантов и манси) имеет связи и с коми-языком. Так, у коми «егыр» означает «заболоченный сосновый лес», у венгров «эгер» – «болотистый лес». У коми «куза» – «длинный», у венгров это слово звучит как «хоссзу». Слово «болото» у коми произносится как «ты», у венгров – «то», слово «река» – соответственно «йу» и «йо». Это, конечно, частности, все же, несомненно, показывающие древнее родство предков этих народов, вызывающие интерес у широкого круга читателей.

Родиной предков носителей финно-угорских языков является Ближний Восток. Впрочем, это колыбель очень многих народов планеты Земля. В историко-языковедческой литературе часто упоминается ностратическая языковая семья, ведущая свое происхождение именно из этих мест. В эту большую семью (макросемью) входят индоевропейские, семито-хамитские, картвельские, уральские, алтайские, дравидийские (возможно, некоторые северокавказские, чукотский, корякский, ительменский) языки. Финно-угорская и самодийская языковые группы, как известно, входят в уральскую языковую семью. Таким образом, далекие предки немцев, англичан, славян, турок, финно-угров и многих других народов в древности проживали здесь. Распад ностратической языковой общности произошел около 8 тысяч лет назад.

Культурно-исторические соображения отодвигают это время еще на несколько тысячелетий назад. Все эти выводы сделаны в результате кропотливой работы исследователей многих стран, занимавшихся историческим языкознанием. Были выявлены сходства и различия сельскохозяйственных терминов, названий животных и растений, элементов рельефа и многого-многого другого. Ничто не ускользнуло от взгляда ученых. Вот, к примеру, в тюркских языках «кара» означает «черный». В латинском языке «карбо» переводится как «уголь», а второе значение – «черный». Русское «черный» также, несомненно, имеет общее происхождение со словом «кара» (переход звука «к» в звук «ч» встречается довольно часто, для примера можно привести английские слова «кастер» и «честер», означающие «город»). Подобных, очень интересных, примеров большое множество. Получается, что легенда о вавилонском столпотворении, о смешении языков основана на реальных фактах. Вавилонской башни «до небес», скорей всего, не было (археология в данном случае ничего подтвердить не может, так давно все это было). А вот сравнительно-историческое языкознание позволяет проникнуть и в эти очень отдаленные времена, что является одним из его несомненных достоинств.

Продвижение на северо-восток

Принадлежность финно-угров к уральской языковой семье указывает нам на район окончательного формирования данной семьи. В то же время известно, что угры некогда жили на Алтае. Все это теперь подтверждают уже не только лингвисты, но и археологи. Таким образом, путь далеких предков финно-угров в эти края мог проходить через территории современного Ирана и государств Средней Азии. Остались ли здесь какие-либо следы их пребывания? Скорее всего, найти их невозможно, так как к этому времени предки финно-угров еще окончательно не сформировались, находились в единой общности с предками каких-то других народов, видимо, индоевропейцев. Это не исключают ученые Томашка, Тэйлор, Кеппен. К тому времени, когда появились первые письменные упоминания по истории этих мест (в первом тысячелетии до нашей эры), в данном регионе проживали только индоевропейцы, следовательно, предки финно-угров выделились раньше (и намного раньше, по мнению большинства ученых). Тюркских народов здесь еще не было. За 600 лет до нашей эры индоевропейский народ разделился здесь (по религиозному признаку) на Иран и Туран. Ислама и буддизма здесь не было, это были очень древние религии. Туран включал в себя территорию Средней Азии (позднее это индоевропейское слово было использовано для формирования названия степных кочевников, пришедших с востока). В настоящее время иранцы (персы) и таджики являются потомками древних индоевропейцев. Узбеки и туркмены говорят на совершенно других языках, но внешне похожи на персов и таджиков (сказывается древнее, не языковое, родство). Несколько отличными чертами обладают казахи и киргизы. Степные районы нынешнего Казахстана в первую очередь заселялись тюркскими кочевниками. В киргизских же лесах и горах, видимо, оставалась некоторая часть прежнего, индоевропейского, населения, позднее окончательно слившаяся с киргизами-кочевниками. И, видимо, результатом всего этого является то обстоятельство, что сегодня финно-угры все-таки внешне больше схожи с киргизами, чем с другими упоминавшимися здесь народами.

А что нам может сказать топонимика? Может ли она каким-то образом подтвердить факт проживания предков финно-угров на этой отдаленной от нас земле, в Туране (используем древнее название Средней Азии)? Действительно, улавливаются некоторые связи. Так, река Аму-Дарья у писателей классической древности называлась как Окс. Слышится созвучие с названием реки Ока, с финским «йоки». А вот древнее сухое русло Аму-Дарьи носит название Узбой. Окончание слова схоже с саамским «буй» («вуй»), вепсским «оя», означающим «ручей». Однако в данном случае все предположения настолько туманны, что не могут быть используемы в серьезных работах по топонимике.

Выше уже говорилось, что родиной угров является Алтай. Южнее же Алтайских гор находится Уйгурия. Сейчас это историческая область Китая, в которой проживают уйгуры. Сходство слов «угры» и «уйгуры» может навести на мысль, что они (эти народы) происходят от общих предков. Но уйгуры – это совсем другой народ, пришедший с востока, не являющийся аборигенным населением этих мест. В то же время в уйгурском языке есть слова угорского происхождения. Возможной причиной этого мог быть факт проживания угров и уйгуров на одной территории (сохранившей свое название почти в точности), но в разное время. Остается еще добавить, что древняя Уйгурия была близка к центрам древнейших цивилизаций (Китай, Индия) и также являлась относительно развитой территорией. Хотя неизвестно, какой народ тогда жил здесь. У историков принято считать угров варварами и кочевниками, но, возможно, так было не всегда.

С древней родины – на северо-запад

Началось оно еще в далекие времена, до нашей эры. Вот что можно прочесть об этом в словаре Брокгауза-Ефрона: «По всей сибирской степи рассеяны большие конические курганы, известные в народе под именем чудских могил и резко отличающиеся от небольших продолговатых монголо-татарских могил. Начиная с Алтая, курганы эти идут по Енисею, Иртышу, Тоболу, Исети, Миясу до Уральского хребта. Нет сомнений, что они воздвигнуты одним и тем же неизвестным народом, по-видимому, давно исчезнувшим с лица земли, но во всяком случае не монголами и не башкирами. Те и другие в самые отдаленные времена умели находить и плавить железо, но обработка меди им до сих пор почти не известна. Но в «чудских могилах» были находимы большею частью медные или бронзовые, реже золотые изделия (стрелы, идолы, предметы домашнего обихода и украшений или каменные орудия, что доказывает глубокую древность этих курганов – принадлежность их к каменному или бронзовому веку, железа же в них никогда не находили, тогда как, наоборот, в монголо-татарских могилах чаще всего находили железные изделия, и никогда – медные. Кроме курганов по Уральским горам при отыскивании руд нередко попадались другие памятники древних обитателей этой страны, именно следы рудных разработок, шахты, имевшие вид узких коридоров, едва пропускавших человека, но простиравшихся иногда на значительное пространство в глубину, и орудия горного дела, свидетельствующие о существовании здесь в древние времена медного металлического производства. Также находимы были здесь следы древнего добывания золота и серебра, но не железа. Судя по металлическому производству и по отделке находимых в курганах вещей, так называемая чудь в культурном отношении очевидно стояла выше башкир и, вероятно, была ими вытеснена из пределов Юго-Западной Сибири, а может быть и совсем истреблена… По преданиям самих башкир, они переселились в свои теперешние владения за 16–17 поколений, то есть лет за 1000. Нужно еще отметить, что на территории современной Башкирии до 5 века нашей эры проживали предки венгров. В исторической литературе можно встретить название «Магна Хунгари» («Великая Венгрия»), находившейся именно здесь. В пятом веке нашей эры основная масса предков венгров покинула эти места в поисках новой родины, оставшаяся же часть народа позднее растворилась среди соседних народов, в том числе и среди башкир, хотя какое-то время еще пользовалась своим языком. К северу и северо-западу от упоминаемой земли находились территории расселения остальных финно-угорских народов.


Николай Плотников краевед, Верховажский район

Категория: Разное | Добавил: utah_85 (25.02.2017) | Автор: Н.Плотников
Просмотров: 928 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Песни о доме

Copyright BashkardinaT © 2024 | uCoz