Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 23.01.2020, 23:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мельницы, ГЭС, связь [7]
культура, образование [9]
Медицина [9]
Репрессии 30-х годов 20 века. Великая отечественная. [10]
Церковь [3]
Разное [15]
Саврасов Д.И. Рассказы из книги "Мои алмазные радости и тревоги" [8]
МОИ АЛМАЗНЫЕ РАДОСТИ И ТРЕВОГИ Издательство ВСЕГЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2011
Главная » Статьи » культура, образование

Навсегда в сердцах учеников

Верховажский вестник 9 октября 2015 года

 

Навсегда в сердцах учеников

 

Все кто учился в Морозовской школе в 50-70-е годы, помнят учителей-фронтовиков. Их судьбы во многом схожи. В юности мечтали получить любимую профес­сию, работать, но война изменила все планы, подорвала здоровье. В живых уже нет никого, но они останутся навсегда в сердцах учеников.

Встречаясь со своими друзьями детства, невольно вспоминаем школьные годы, своих учителей. Воспитанные в духе патриотиз­ма в школьные и студенческие годы, закаленные на полях сражений, познавшие цену жизни и страх смерти, они стремились воспитать, подготовить к жизни нас, подрастающее поколение. В школе был крепкий, творческий коллектив. Особую призна­тельность и уважение заслужили учитель­ские семейные пары: Михаил Александ­рович и Елена Александровна Демидо­вы, Юрий Федорович и Анна Федоров­на Дмитриевские, Сергей Яковлевич и Лидия Максимовна Хахлины. Они безза­ветно любили свое Морозово, свою работу. Давали прочные знания ученикам, проводи­ли агитационно-разъяснительную работу с населением (радио не было, газеты выпи­сывали не все), выезжали с родительскими собраниями на лесоучастки и в отдален­ные деревни (а единственный транспорт - школьная лошадка), выходили на суббот­ники и воскресники для школы по заготов­ке дров, на уборку урожая в колхозе, участ­вовали в художественной самодеятельно­сти сельского клуба.

Надеюсь, что эти заметки станут пово­дом для моих сверстников вспомнить своих учителей-фронтовиков, а, может, и узнать о них что-то вновь. Более под­робную информацию о них можно получить в Морозовской средней школе, там собран материал, оформлен в папки и на стенде.

Юрий Федорович Дмит­риевский (1924-1991) окон­чил Вельский сельхозтехни­кум, агрономом пришлось работать недолго, началась война. 18-летнего юношу при­звали в армию в 1942 году. После окончания срочных курсов младших командиров в звании лейтенанта он был направлен на фронт. Коман­довал артиллерийским взво­дом на передовой. Прошел огненными дорогами войны до Восточной Пруссии. Награ­жден орденом Отечественной войны II степени, орденом Отечественной войны I степе­ни, орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Гер­манией в Великой Отечествен­ной войне 1941-1945 гг.».

После тяжелых ранений и контузий вернулся в Морозо­во в 1944 году. «Контузия была тяжелая, целый год я его дома лечил, слово «мама» не мог выговорить», - рассказывал фельдшер А.П. Стениловский. В 1950 году окончил Вологод­ский учительский институт, а затем естественно-географический факультет Вологод­ского пединститута. Работал до выхода на пенсию в 1979 году Педагогический стаж 29 лет. Умер от тяжелой длитель­ной болезни в возрасте 67 лет.

Дмитриевский Юрий Федо­рович был строгим, требо­вательным, справедливым. Никогда слово у него не рас­ходилось с делом. Его учени­ки благодарны ему за креп­кие, прочные знания по химии и биологии. «В медицинском училище у многих были про­блемы по этим предметам, а мне было удивительно, что они не понимают азы за седьмой класс»,- вспоминает его ученица.

Когда убирали в колхозе лен, картошку с полей, он всегда был со своим классом, отме­ряет норму и проконтролирует каждого, а кто послабже физи­чески, еще сам поможет.

Юрий Федорович организо­вал работу по краеведению: учащиеся оформляли альбо­мы после походов, участвова­ли в районных туристических слетах, дважды были победи­телями и ездили в Вологду на слет по ориентированию на местности. Юрий Федорович всегда проверял самочувст­вие ребят, но был требовате­лен насчет подготовки и режи­ма. Часто говорил: «В ученье трудно - легко в бою».

Постоянно помогал односельчанам в юридических вопросах: оформлял заявле­ния, документацию в район­ные, областные инстанции. Писал запросы даже в Мини­стерство обороны, помо­гал разыскивать или уточнял место захоронения погибших на войне солдат.

Много труда вложил в созда­ние учебно-опытного участка, географической площадки, озеленение территории школы и села. А сколько острых, зло­бодневных статей он написал в районную и областную газеты!

Левичев Павел Михай­лович (1918-1985) родился в деревне Евсюнино Кирил­ловского района Вологодской области. Призван на срочную службу в 1938 году, в 1941 году участвовал рядовым бойцом в обороне города Киева. В авгу­сте 1941 года был тяжело ранен в бою. После длитель­ного лечения в госпитале полу­чил инвалидность и запрет на физический труд. Награжден медалями «За победу над Гер­манией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Вооруженных Сил СССР».

В 1942 году его направили в Дагестан на обучение в финансово-экономический институт. В 1944-1946 годах получил в Череповецком пединституте специальность учителя исто­рии. С1946 года работал учите­лем истории в школах Н-Кулойской зоны, а с 1953 года и до выхода на пенсию - в Моро­зовской школе. Заочно окончил исторический факультет Воло­годского пединститута. Педаго­гический стаж 30 лет.

Ученики Павла Михайлови­ча запомнили его высоким, статным, с добрыми голубы­ми глазами, почти торжест­венно входящим в класс. Чуть была заметна ограниченность движений в повороте головы (мы и не догадывались, что это последствия ранений). На одной руке почти не было паль­цев, одни култышки, он все время этой ладонью похлопы­вал по указке. Поручал печа­тать на листочках даты собы­тий, часто проводил на уро­ках разные викторины с ними. На обратной стороне обоев по его просьбе мы вычерчивали схемы сражений различных эпох, потом несколько лет ими пользовались на уроках. Часто рассказывал на уроках допол­нительный материал, которого не было в учебнике, или давал задание сделать сообщение из дополнительной литерату­ры. Дома у него была большая библиотека.

«...В 2012 году я побывал в Египте. Иду, смотрю на пусты­ню, пирамиды и как будто слышу голос Павла Михайло­вича на уроке истории. Госпо­ди, мечтал ли босоногий маль­чишка из северного лесного поселка попасть в этот древ­ний мир? А когда попал, у меня было такое чувство, что я это уже видел, я тут был! Настолько эмоционально он вел уроки!» - рассказывает один из его уче­ников.

Хахлин Сергей Яковлевич (1919-1995) был призван на срочную службу в 1939 году. В городе Севастополе окон­чил школу авиационных специалистов ВВС Черноморско­го флота. Война застала его в Крыму в составе 60-й отдель­ной авиационной эскадрильи в качестве моториста авиа­ции. Обслуживал самолеты на аэродроме, затем служил в 253-й дивизии морской пехо­ты. Был неоднократно ранен. До конца войны служил ави­ационным механиком. Награ­жден медалями «За победу над Германией в Великой Оте­чественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Вооруженных Сил СССР».

Окончил до войны Вельский учительский институт и рабо­тал в Морозовской школе до 1939 года и после войны учите­лем физики, физкультуры, тру­дового обучения, пения. Педа­гогический стаж 22 года.

Его ученики разных лет вспо­минают:

- На уроках физики Сергей Яковлевич демонстрировал много опытов, часто от этого было шумно, ведь в классе было 37 человек, но интересно.

- На уроках пения играл на домре, пел. Голос приятный. Иногда шутил и пародировал Шаляпина, особенно когда мальчики начинали шуметь. Сергей Яковлевич умел своим юмором уладить конфликтную ситуацию.

- При поступлении в педучи­лище у нас проверяли музы­кальные данные. Большинст­во из нас были из деревенских школ области. Очень удивились члены приемной комис­сии, что девочка-восьмиклассница из верховажской глубин­ки знает нотный стан, умеет определить на слух ноты, про­читать их. Я так благодарна была Сергею Яковлевичу за то, что незнакомые мне люди смотрели на меня с уважением и спросили, из какой я школы.

- Интересно было на уро­ках физкультуры. Не поста­вит оценку, пока норматив не сдашь.

- На уроках труда всегда помогал, что не получалось, возьмет инструмент и сам сде­лает. Когда делали табуретки, сам клей столярный варил, в магазинах не было готовых, как сейчас, на выбор.

Лютиков Василий Павло­вич (1921-1978) юношей полу­чил профессию слесаря, рабо­тал на заводе в городе Архан­гельске. С февраля по май  1942 года окончил курсы младших командиров, был напра­лен на Волховский фронт, три­жды ранен. Последнее тяже­лое ранение повредило позво­ночник и правую руку (контузия в 1942 году, в августе). После лечения в госпитале уволен по инвалидности в феврале 1943года. Награжден орденом Славы II степени.

После войны служил в Верховажском РОВД участковым милиционером в Липецко-Шелотском сельсовете, уво­лился по состоянию здоро­вья. Научился чинить, шить обувь, ремонтировать часы. Окончив краткосрочные курсы в В-Устюгском педучилище, работал учителем труда в Морозовской школе с 1955 по 1962 год. По состоянию здоро­вья работать дальше не смог.

Из воспоминаний его доче­ри, Горынцевой А.В.:

«От природы человек скром­ный, выдержанный, он никог­да не жаловался на здоро­вье и судьбу. Сохранял чувст­во юмора. Морозовцы часто к нему обращались: то часы в ремонт принесут, то сапоги или туфли починить.

На уроках труда не было деления на девочек и маль­чиков. Василий Павлович и девочек учил пилить, стро­гать. Строгали штакетник для изгороди в школу. Он и теорию давал: как называются инстру­менты, их части. Из металла делали совки для мусора, нам их разрешили домой взять, мама 20 лет им пользовалась».

 

Материал подготовила Ф.А. Климовская



Источник: http://Верховажский вестник
Категория: культура, образование | Добавил: utah_85 (03.01.2017) | Автор: Ф.А. Климовская
Просмотров: 107 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Песни о доме

Copyright BashkardinaT © 2020 | uCoz