Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 19.04.2024, 19:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мельницы, ГЭС, связь [7]
культура, образование [9]
Медицина [9]
Репрессии 30-х годов 20 века. Великая отечественная. [10]
Церковь [3]
Разное [15]
Саврасов Д.И. Рассказы из книги "Мои алмазные радости и тревоги" [8]
МОИ АЛМАЗНЫЕ РАДОСТИ И ТРЕВОГИ Издательство ВСЕГЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2011
Главная » Статьи » Церковь

«Боль давняя, незатихающая»

 

Дмитриевский Ю.Ф. Боль давняя, незатихающая. // Путь к коммунизму.-1988.-12июля.-с.2-3.

 Дмитриевский Юрий Фёдорович (1924-1991гг.) Окончил Вельский сельскохозяйственный техникум, агрономическое отделение; в годы войны – Кировское военное училище. Участник Великой Отечественной войны, был контужен. В 1950г. окончил Вологодский педагогический институт. До выхода на пенсию в 1979г. работал учителем географии в Морозовской средней школе. Жил в деревне Евсюнинской Морозовского сельского совета Верховажского района.

На страницах районной газеты часто публиковался краеведческий материал, написанный Дмитриевским Ю.Ф. Его жена – Анна Фёдоровна проживала в деревне Евсюнинская.

«Боль давняя, незатихающая»

Лет 15-20назад (тогда я был «шефом» 10 класса) ругал ребят, что они не достаточно берегут школьное, государственное и колхозное добро и указал на сломанный забор около школы,  на поломанные молодые деревца, на рваную и сорванную волейбольную сетку. Один из учеников (точно помню – Юра Козлов с Пежемского лесопункта, тогда хороший ученик, ныне – крупный врач, одноклассник многим известного Л.Ширшова – врача-терапевта Верховажской больницы) мне в пику сказал: «Юрий Федорович, а ваше поколение вон какой храм разрушило, - показал рукой в сторону церкви. – Это не забор, не сетка, не стул, а многие миллионы рублей!»

Что я мог ответить? Стыдно стало до корней волос...

Меня мой давно покойный отец в самом начале 30-х годов захватил с собой в качестве ямщика на второй телеге в Верховажье. И вот с горы деревни Лукинской меня поразило незабываемое зрелище: перед глазами предстала неописуемая красота – высокий величественный собор во всем своем наряде! Пялил свои тогда детские глаза на каменные дома (в Морозове таких не было и пока нет) и другие постройки, но величественность и красота собора поразила на всю жизнь. Какое было украшение села!

Все мое поколение выросло атеистами, без веры во всевышнего бога. Мы жадно впитывали науки, а в них не было, нет и не будет места для бога. У меня было семь дядей и ни одного религиозного. А отец окончил Морозовское земское училище в 1901 году по всем дисциплинам на «5» и лишь «Закон божий» - «3» (документ сохранился до сих пор). Что говорить: сам бог и его наместник на земле Иисус Христос – сказки, выдумки людей, наших далеких предков. Однако из истории христианства на Руси известно, что оно имело для Руси и России и определенную положительную роль: церковное книгопечатание, распространение дозированной грамотности, укрепление норм нравственности. Вспомним догмы – призывы: не убий, не укради, не  прелюбодействуй, возлюби ближнего своего, как самого себя и другие. Другой вопрос, что эти догмы часто нарушались, и не в последнюю очередь самими служителями культа. История дает немало такого рода фактов. Христианство внесло определенный вклад в развитие культуры наших предков. Сам факт постройки величественных соборов, церквей, монастырей, требующих от людей огромного таланта – инженерного, эстетического, таланта физика, химика, живописца ( знаменитые русские богомазы) – требовал развития наук, отбора талантливых людей, их обучения в специальных школах...

Какое было украшение села! Незабываемое зрелище, неописуемая красота – высокий величественный собор во всём своём наряде.

Церковь в Морозове тоже была полна великолепия и величавости. Летняя и зимняя. Из кирпича на особом растворе построены обе и ходом связаны между собой. Летняя – с колокольней и чудно-мелодично в умелых руках звенящими колоколами и колокольчиками, по средине – большой набатный колокол. Помню, в 1934 году все взрослые люди косили в 4 километрах от деревни. Ударил набатный колокол, ударил тревожно и грозно, его звук разнесся по радиусу на 20-25 вёрст. Мужики и бабы знали, что так греметь набат может только из-за бедствия (пожар, война). Бабы взревели, косы - в кусты, и все, сломя голову, бросились в деревню. Действительно, горел дом в деревне Нефедовской. Загоревшийся дом спасти не удалось, а соседние отсояли... Удобное и скорое оповещение!

Кругом церкви была ажурная металлическая ограда на кирпичных столбиках, прикрытых железными покрашенными листами. За оградой, кроме церкви, - деревья и небольшое кладбище – хоронили более именитых морозовских людей. При входе в церковь - красивая мраморная лестница – ступеньки с трех сторон (такую лестницу видел только в Ленинграде). И все это великолепие – на пригорке, холме в центре Морозова. Ничего не скажешь: умели служители культа выбирать места для соборов, церквей, часовен и облагораживать выбранное место.

А сама церковь, словно невеста, бела, купола покрашены, ажурные кресты посеребрены-позолочены. Наша школа (в прошлом году это здание сгорело) была от церкви через дорогу и мы школьники, во время службы забегали внутрь церкви. Сама служба нас не интересовала, да мы ее и не понимали. Но вот роспись, живопись стен в наших головах и душах вызывала трепетное восхищение, сказочное очарование. Никак не верилось, что такую красоту, такие живописные сцены могли создать обыкновенные русские люди, а если люди, то уж какие-то божественные, необыкновенные, для нашего ума недосягаемые, недоступные. Потом, уже взрослым, нам стало ясно: такую чудную, все покоряющую живопись, создавали действительно необыкновенные люди – настоящие таланты своего дела, способные создавать чудо-шедевры своими руками, и конечно, же головой.

А называли-то их не по таланту, просто – «богомазы». Как эти «богомазы» рисовали красками кожу людей! Хотелось ее погладить рукой – не тёплая ли? Не мягкая – ли она? А глаза? Способны выразить что угодно (боль, скорбь, радость, величие и т.д.). А лица? А волосы? Бороды? Вплоть до ногтей! Живые люди! Кажется сойдут со стены и начнут с тобой говорить! А как переданы одежды их изумительные цвета. А как передана красота прелесть женщин – богинь, грациозность их тела и неповторимость нарядов. И все это без мазни, не увидишь, где прошла кисть художника – очень тонкие переходы. Много мне приходилось видеть живописи, фресок в соборах и церквах Вологды, Ярославля, Углича, Киева, Ленинграда, Москвы, Белозерска, Великого Устюга, Городов по Волге, но Морозовская церковная живопись, пожалуй, нигде не превзойдена...

И вот в 1937-1938годах по злому умыслу эти великолепнейшие шедевры человеческого и русского гения, эти бесценные памятники культуры и архитектуры, сгустки таланта, огромный труд тысячи людей, нашу национальную гордость и величие стали разрушать, разрушать бездумно, безумно, беспощадно, дико, как воскресшие варвары-вандалы. В 1937году

В 1937 году с нее (с колокольни) были по-хулигански сброшены все колокола, затем взорваны, осколки погружены на плоты и по реке Пежме сплавлены вниз. Ходили слухи, что на мельничных плотинах-запрудах были потоплены. Преодолевать на плотах эти пороги-запруды было рискованно. Все могло быть. Затем по велению-приказу чрезмерно «усердного», ретивого на недобрые дела тогдашнего председателя Морозовского сельсовета, для нас – «варяга», но из нашего района, Фрола Васильевича Ждановского, глухой мало грамотный и тоже не в меру «ретиво-усердный» крестьянин из деревни Минеевской Лев Петрович Лукинский недели 2-3 и в уровне колокольни киркой, ломом, колуном долбил и свалил верх церкви вместе с крестами... От падения многотонной громады мраморная лестница обратилась в пыль, сама летняя церковь дала целый ряд глубоких трещин, то есть была обезображена, разрушена.

Куда делись церковные драгоценности и всякая утварь – я не знаю, но догадываюсь: разворовали  плутоватые нечестные люди по разрешению тогдашнего Морозовского, а может и районного начальства. Металлическая ограда куда-то пропала. Осталась летняя церковь под куполом. Но и она постепенно бала изгажена и медленно, но верно разрушается. Осталось от бывшего великолепия до глубокой душевной боли одно печальное зрелище жестокого вандализма.



Источник: http://Дмитриевский Ю.Ф. Боль давняя, незатихающая. // Путь к коммунизму.-1988.-12июля.-с.2-3.
Категория: Церковь | Добавил: utah_85 (10.01.2017) | Автор: Дмитриевский Ю.Ф.
Просмотров: 362 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Песни о доме

Copyright BashkardinaT © 2024 | uCoz